К сказочным элементам этих сообщений относится то, что пантера любит вино и нуждается в человеческих фекалиях, чтобы защититься от отравления аконитом.
Многие герои носили шкуру пантеры (Орфей, Ясон, Антенор), животное входит в свиту бога виноделия Диониса, богини любви Афродиты, волшебницы Кирки и малоазиатской Кибелы.
Пантеры привозились в Рим с 186 г. до н.э. из Африки для участия в боях животных.
В раннехристианском труде «Физиолог» («Physiologus») давалась своеобразная характеристика: пантера — «самое дружелюбное животное из всех, враг змей... Ее голос испускает очень сильное благоухание, и животные следуют за благоуханием голоса пантеры и подходят к ней совсем близко».
Далее говорилось, что точно так же Иисус Христос провозгласил громким голосом исцеление мира после покоя в могиле, «и он стал для нас совершенным благоуханием, для тех, кто рядом и вдали».
Его платье «такое же пятнистое, как у пантеры» , украшенное девственностью, чистотой, милосердием, верой, достоинством, согласием, миром, великодушием, и враг он павшей змее.
Басня о том, что пантера всегда спит три дня, возвратившись после насыщения в свою пещеру, и лишь тогда звучит ее благоухающий голос, сделала ее символическим животным Христа.
В средневековых бестиариях, книгах о животных, дополнительно говорилось: только дракон, услышав голос пантеры, наполняется страхом и прячется в пещерах земли, и «там застывает он в страхе, т. к. не может вынести запаха пантеры. Так же Христос, истинная пантера, спустился с неба, чтобы спасти нас от власти дьявольского дракона... после смерти он спускается в подземный мир, где заковывает большого дракона...» (Унтеркирхер).
В остальном бестиарии в значительной мере повторяют символику существенно более древних текстов «Физиолога» .
В Древнем Китае оценка пантеры носит противоречивый характер. Там в первую очередь она считается чрезвычайно опасным, жестоким и диким зверем, а ее хвост водружался на военных повозках в качестве полевого знака.
Если молодая женщина агрессивна, то для нее может быть уместным прозвище «пятнистая пантера».
Пантера и сорока на одной картине из созвучной игры слов означают провозглашение радости (пао: пантера, также провозглашать; хси: сорока, также радость).
Черная пантера считается особенно опасной.
В геральдике Европы плохо известная в природных условиях пантера превратилась в курьезное смешанное существо с чертами льва, дракона и (рогами) быка, сладкое дыхание которого, описанное в «Физиологе», отмечено пламенем.
С XIV в. на передних лапах у нее имеются когти орла, а в XVI в. пантера уже изображается с пламенем, пышущим из всех отверстий тела. В этом виде пантера является гербовым животным Штирии.
В области Боденского озера у нее на задних ногах раздвоенные копыта, в Италии голова пантеры похожа на заячью, и пантеру называют, с намеком на сведения из «Физиолога», также «ла дольче», то есть «сладкая».
В Новом Свете ей соответствует во всем сходный ягуар, который, например, в Древней Мексике был символическим животным одного из ацтекских военных орденов (оцелотль), а также символом четырнадцатого дня из двадцати знаков дней календаря.
У майя он назывался балам (такое же прозвище у священника-провидца) и часто изображался на глиняных сосудах пробитым копьем бога любви или с гирляндами кувшинок.
В мифах южноамериканских племен он часто являлся добрым гением шаманов; большую роль в древних повествованиях этого региона играют также ягуары-близнецы.